Перейти к основному содержанию

Статья 466 УПК РФ. Избрание или применение избранной меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица

Новая редакция Ст. 466 УПК РФ

1. При получении от иностранного государства запроса о выдаче лица, если при этом не представлено решение судебного органа об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурор в целях обеспечения возможности выдачи лица решает вопрос о необходимости избрания ему меры пресечения в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

2. Если к запросу о выдаче лица прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, то прокурор вправе подвергнуть это лицо домашнему аресту или заключить его под стражу без подтверждения указанного решения судом Российской Федерации.

3. Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель незамедлительно уведомляет компетентный орган иностранного государства, направивший запрос о выдаче лица.

Комментарий к Статье 466 УПК РФ

Комментарий удалён по просьбе автора.

Другой комментарий к Ст. 466 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. В новой редакции текст ст. 466 подвергся существенным изменениям.

2. Изменено наименование статьи: кроме избрания меры пресечения предусматривается ее применение. Тем самым расширяется круг процессуальных действий, осуществляемых при подготовке и реализации выдачи.

3. Изменен текст ч. 1 ст. 466, где основное внимание обращено на ситуацию, когда к запросу иностранного государства в адрес Российской Федерации о выдаче лица не приложено решение иностранного судебного органа об избрании в отношении этого лица меры пресечения в виде заключения под стражу. В таких случаях ст. 466 предоставляет прокурору право избрать меру пресечения в порядке, предусмотренном УПК РФ.

4. Измененная редакция ч. 2 ст. 466 касается случаев, когда к запросу иностранного государства о выдаче прилагается решение иностранного суда о заключении лица, подлежащего выдаче, под стражу.

Если имеется решение суда иностранного государства о заключении лица под стражу, то прокурор может принять решение о заключении под стражу без подтверждения данного решения российским судом. Этот порядок распространен и на домашний арест.

5. Мера пресечения в отношении запрошенного к выдаче лица применяется только к лицам, выдача которых российскими компетентными органами допускается.

6. Право избрания меры пресечения в порядке ст. 466 предоставлено только Генеральному прокурору РФ и его заместителям.

7. Некоторые особенности порядка осуществления выдачи состоят в следующем:

- немедленное сообщение компетентному органу иностранного государства об избрании меры пресечения с указанием оснований ее выбора в конкретном случае;

- указание на срок заключения под стражу по правилам ст. 109 УПК РФ;

- указание на необходимость согласования конкретных вопросов передачи иностранному государству лица, находящегося под стражей.

8. В международных конвенциях, к которым присоединилась Россия, предусмотрены в связи с ожидаемой выдачей такие меры пресечения, как взятие под стражу или задержание до получения запроса о выдаче, а также временный арест (ст. 61 Конвенции СНГ 1993 г.).

Статья 16 Европейской конвенции о выдаче 1957 г. подчеркивает, что предусмотренный ею временный арест (задержание) лица, о котором еще нет официального запроса о выдаче, но его выдача по обстоятельствам дела предполагается, возможен только в случае срочной необходимости. В таком случае запрашивающая сторона обращается к запрашиваемой стороне с просьбой произвести предварительное задержание лица, которое предполагается к выдаче. В письменной просьбе содержится обязательство о последующем направлении запроса о выдаче. Если в течение 18 дней со дня ареста запрашиваемая сторона не получила запроса о выдаче, временный арест прекращается.